Экономический кризис принес существенное снижение реальных доходов россиян. Для многих владельцев приватизированных квартир налог на недвижимость, сбор на капитальный ремонт и высокие коммунальные платежи стали поводом для осуществления такой процедуры, как расприватизация квартиры.
Другой распространенной причиной добровольного отказа от прав собственности на жилье является проживание собственника в объекте, который подлежит расселению, и где жилищные условия нанимателя могут быть значительно улучшены за государственный счет.
Отдавая собственные квадратные метры во владение государству, собственник лишает себя права распоряжения квартирой, он не может ее продать, подарить или завещать, поэтому специалисты рекомендуется осуществлять манипуляцию лишь при наличии веских оснований.
Кто может деприватизировать жилье?
Социальный статус государственного жилья можно вернуть лишь тому помещению, правоустанавливающим документом на которое является свидетельство о приватизации. Передача в муниципальный фонд имущества, которое было приобретено на основании договора купли-продажи или получено в дар, законом не предусмотрено.
Все собственники жилья должны дать нотариально заверенное согласие на такой процесс, как расприватизация квартиры. Если хотя один из владельцев жилплощади не согласен на изменение имущественных прав, то процедура неосуществима.
Препятствием для деприватизации могут быть следующие обстоятельства:
- неузаконенная перепланировка или переоборудование жилья;
- коммунальные и налоговые задолженности;
- аресты или обременения на объект недвижимости (ипотека, судебные решения и пр.).
Документы, необходимые для расприватизации помещения
Чтобы передать объект, находящийся в частной собственности, в государственный жилой фонд, необходимо подготовить следующие бумаги:
- свидетельство о праве собственности на квартиру, зарегистрированное в Росреестре;
- выдержка из ЕГРП (срок действия ЕГРП);
- техпаспорт, оформленный в БТИ;
- бумага об отсутствии неоплаченных счетов ЖКХ;
- справка о составе семьи;
- документ из НИ об отсутствии задолженностей по оплате налога на недвижимость.
Документы в полном объеме (их перечень может варьироваться в зависимости от требований муниципалитета) подаются в МФЦ «Мои документы» по месту жительства.
Рассмотрением вопроса уполномоченный орган обычно занимается в течение месяца. По истечении 30-ти дней, при отсутствии причин для отказа осуществляется расприватизация квартиры. После соответствующего решения с заявителем оформляется договор о передачи объекта государству, подкрепленный актом приема-передачи помещения.
Взамен правоустанавливающего документа с бывшими собственниками квартиры муниципальный орган заключает договор социального найма.