При операциях с недвижимостью, довольно важный фактор — это юридическая проверка чистоты квартиры или любого другого объекта недвижимости. Что означает «чистая» квартира? Такой термин применяется в тех случаях, когда есть гарантия того, что исключаются возможные появления спорных ситуаций в будущем, из-за которых может обнаружиться риск признания сделки в судебном порядке - недействительной. И если специалист выносит вердикт, что квартира юридически «чистая», то имеется в виду, что право владения недвижимым имуществом не имеет ограничительных рамок с точки зрения правосудия, а, следовательно, и для совершения самой сделки нет абсолютно никаких препятствий. Все-таки интересно, как специалисты осуществляют проверку квартиры?
Изучение пакета документов
Зачастую, необходимо всего лишь очень внимательно изучить и проанализировать пакет документов, который подготовлен специально для реализации сделки купли-продажи квартиры. Тут то и содержится вся информация. Сам процесс проверки при этом сводится к тому, чтобы правильно прочитать документы, а также установить их подлинность. Опытный специалист непременно обладает навыками правильного чтения документов и знает, на что нужно изначально обращать внимание. Допустим, вы желаете купить квартиру в Подмосковье и при этом считаете ненужным обращаться в агентство недвижимости. Для этого сначала нужно проверить юридическую чистоту квартиры.
Выписка ЕГРП
Запомните, вы вправе потребовать у человека, который вам намерен продать квартиру — выписку ЕГРП. Посмотрите в первую очередь на дату выдачи выписки, потому как срок действия ЕГРП не постоянный и действует, пока в нее не внесут новые данные. Лучше всего, конечно, чтобы выписка была «свежей», т.е. выдана сравнительно недавно, только в этом случае актуальность необходимой информации будет максимальной. В том случае, если собственник жилья не предъявит требуемую выписку, то такой документ можно достаточно просто получить самому, обратившись в соответствующий государственный орган.
Перейдем непосредственно к чтению выписки ЕГРП, в которой содержится:
- наименование органа, которое уполномочено осуществлять государственную регистрацию;
- исходящий номер документа;
- дата подписания;
- кадастровый номер;
- назначение;
- площадь;
- местоположение объекта (адрес);
- данные о владельце и всех зарегистрированных лицах, учитывая даже тех, которые были выписаны с данной квартиры временно: на срок пребывания в тюрьме, длительной командировки и так далее;
- вид зарегистрированного права;
- ограничения права (номер и дата их регистрации). В этом пункте будет указаны такие факты - как находится ли квартира в залоге в банке, под арестом и так далее;
- ФИО лица, которое обратилось за выпиской.
Основные риски
Приобретение жилья на вторичном рынке имеет характерный риск оспаривания прав на владение. Это происходит в таких случаях, когда:
- появляется лицо, которое было временно выписано из жилища на срок заключения;
- возникают разногласия при разделе наследства или между супругами при разводе;
- имеется пропавший член семьи, который прописан в квартире;
- докажут недееспособность продавца.
К рисковым квартирам относятся также те жилища, в которых прописаны несовершеннолетние, проверить это можно запросив справку о месте проживания по форме «9», которая содержит информацию обо всех зарегистрированных жильцах квартиры с указанием их степени родства и дат рождения. Даже если владелец не зарегистрирован, но является собственником жилья он может легко получить эту справку.
Согласно действующему законодательству — максимальный срок для признания сделки недействительной составляет 3 года. Поэтому, если за предыдущие три года, не было никаких сделок с данной квартирой, то можете быть спокойны. В том случае, если удалось обнаружить конфликты, состоявшиеся за этот период, то требуйте у владельца судебное решение на право владения жилой собственности. Важно также знать еще один момент, ни в коем случае не давайте окончательного согласия купить квартиру, если продавец по каким либо причинам отказывается вам показывать на нее документы. Причин можно указать массу — нехватка времени, денег и так далее. В этом случае очень разумно будет попросить от продавца доверенность на сбор всей документации и заняться этим самостоятельно. Удачных и безопасных вам сделок.